14 августа 2011 г.

Непокорённый


14 августа 1904 года произошёл бой в Корейском проливе


Эта история о людях, о человеческом мужестве и отваге и о слабостях. Звенья цепи трагических и нелепых событий тяжким якорем потянули на дно крейсер «Рюрик».
Русско-японская война, после гибели адмирала Макарова новое руководство флота делает ставку на оборонительную позицию. В светлых головах командования рождается гениальный план вывести из Порт-Артура отряд кораблей адмирала Витгефта. Навстречу ему, распахнув отеческие объятия должны устремиться крейсера из Владивостока. Радостный момент воссоединения, играет: «Гром победы раздавайся…» Лепота. Однако, было гладко на бумаге. Связь осуществлялась на ездовых собаках отвратительно и депеша о выходе эскадры дошла во Влад только на следующий день.  В телеграмме содержалась просьба о помощи. Адмирал Скрыдлов был озадачен. «Эскадра вышла, бой идёт. Но прошло изрядное количество времени, каков исход баталии?» Принимается решение, выслать на помощь три крейсера под командованием Карла Иессена. Последнего Скрыдлов проинструктировал весьма расплывчато и загадочно. Общий смысл наставлений можно выразить присказкой из русской сказки: «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Любопытно, что исполнительный Иессен попытался выполнить данное указание.

Западня:
Адмирал Камимуро получил известие о бое с отрядом кораблей Витгефта. Так же ему сообщили о прорыве нескольких крейсеров. Он должен был ни выпустить беглецов, ни пропустить возможную подмогу из Владивостока. Силы Камимуро превосходили русских по всем показателям. «Рюрик», «Россия», «Громобой» - вот имена крейсеров Иессена. Троице следовало прибыть к месту назначения на рассвете и корабли красивым строем прошли мимо плавсредств японцев в ночной тиши, не заметив их. Вдобавок на одном из крейсеров (о, беспечность) был незакрытый огонь. Сыны Ямато слегка обалдели от такой наглости. В 4.40 утра Иессен увидел справа по носу отряд Камимуры. Ловушка захлопнулась.

Бой:
Рюрик
Начался  в 5.23 и крайне неудачно для русских. На «Рюрике» был убит командир корабля, начался сильный пожар и оказались повреждены рулевые привода. Крейсер стал отставать и Иессен затеял маневрирование, с целью прикрыть товарища. В 5.55 «Рюрик» получает ещё одно тяжёлое повреждение и начал совершать циркуляцию. Камимура тем временем вызывает всё новые силы. Ещё одна попытка прикрыть «Рюрик», но комендоры Страны Восходящего Солнца беспощадно раздают щедрые порции смертоносных гостинцев «Громобою» и «России».
Кстати о солнце. Иессен крайне неудачно выбрал место расположение отряда и светило, ослепляя русских пушкарей помогало воинам Микадо.
В 8.20 Иессен сигналит «Рюрику», «Идти во Владивосток». И собственно туда и направляется. План был отвлечь основные силы (что соответствовало приказу Скрыдлова), а раненный своими силами отобъётся от своры противника и аки вольная птица упорхнёт на родину. Камимура таки действительно бросился в погоню, но в 10 часов получил сообщение: «У нас на исходе снаряды, русский несмотря на повреждения не теряет ход». Адмирал тут же оставляет в покое «Россию» и «Громобой» и возвращается, чтобы покончить с «Рюриком». К тому времени команду там взял на себя вахтенный офицер, лейтенант Иванов. Он уже был трижды ранен, ужасали потери экипажа: 200 убитых и 278 раненных. Увидев приближающихся хищников Кимамуры с одной стороны ,и три крейсера и пять миноносцев, с другой Иванов отдаёт приказ затопить корабль. Штатные плавсредства спасения были уничтожены и оставшиеся в живых члены команды спасались с помощью Б-га матрасов и досок. На исходе 12-го часа крейсер,с поднятым флагом, под крики: «Ура!» ушёл под воду.

Громобой
«Россия» и «Громобой» вернулись во Владивосток через три дня. Потери на них составляли: 5 убитых и 12 раненных среди офицеров и 124 убитых и 347 раненных среди нижних чинов. Официальные потери японцев исчисляются: 44 убитых и 71 раненных.

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий